Начало

Эмуляторы

Игры

Статьи

Друзья




16 бит: Битва титанов!



В преведущей статье речь шла о восьмибитных игровых приставках, известных в нашей стране как "Денди", теперь пришла очередь следующего поколения консолей. На смену "NES" и компании пришли шестнадцатибитные приставки. На этот раз у "Нинтендо" монополистом стать не получилось, конкуренты, "Сега" и "НЕК", оказали серьезное сопротивление. Соперничество титанов вылилось в одну из самых захватывающих и интригующих войн в истории индустрии.

Итак, 89-ый год. Корпорация "NEC" выбрасывает на североамериканский рынок шестнадцатибитную консоль "TurboGrafx 16", адаптированную для США версию приставки "PC Engine". Синхронно с "NEC" свою версию шестнадцатибитки, легендарную "Sega Genesis" (за пределами Северной Америки известную как "Sega Mega Drive") на рынок выбросила и "Sega". Если сравнивать технические характеристики двух консолей, то перевес "Sega Genesis" очевиден. По сути, "TurboGrafx 16" – восьмибитная приставка с шестнадцатибитным графическим чипом, "Sega Genesis" же – полноценная шестнадцатибитная система. Закономерно, что "Genesis" быстро обогнала "TurboGrafx 16" и возглавила североамериканский список продаж. Впрочем, уже слышны были шаги титана. "Sega" с начала 91-го года принялась активно готовиться к приходу основного конкурента, выбросила на рынок несколько игр топ-уровня, обновила и усовершенствовала рекламную стратегию. В конце 91-го "Nintendo" представила в США новую игровую консоль – "Super Nintendo Entertainment System" ("SNES"). Как и "Sega Genesis", "SNES" значительно превосходила по техническим характеристикам "TurboGrafx 16", посему единственным серьезным конкурентом представлялась именно сеговская консоль.

Титаны на мгновение замерли, оценивая силы друг друга, а затем ринулись в бой. "Sega" основательно подготовилась к схватке, представив общественности нового харизматичного персонажа – Sonic the Hedgehog (Соник Супер-Ежик), который должен был стать альтернативой легендарным нинтендовским Братьям Марио. Игра "Sonic the Hedgehog I" вышла еще до того, как "Нинтендо" начала штурмовать бастион североамериканского рынка. "Сега" проводила агрессивную рекламную компанию, не стесняясь очернять продукцию конкурента. В итоге повторить успех, который был у консоли на родине (в Японии продажи "Super Nintendo Entertainment System" более чем в три раза превзошли продажи конкурентов), "Нинтендо" не удалось. Почему именно "Sega"? Ведь объективно "SNES" была с технологической точки зрения приставкой более совершенной чем "Sega Genesis". Тогда почему же ей не покорился североамериканский рынок? Почему вместо ошеломляющего успеха, который был у восьмибитной "NES", компании пришлось тратить силы на изматывающую конкурентную борьбу, результатом которой стало престижное второе место в чартах продаж? Второе, не первое! Ответ прост: "Sega" очень удачно спланировала и провела маркетинговую кампанию, вовремя выпустила приставку, грамотно ее поддерживала. В восьмибитную эпоху "Сега" войну проиграла; ее консоль "Sega Master System", будучи технически более совершенной приставкой, нежели нинтендовская "NES", по рейтингам продаж осталась далеко позади консоли конкурента. В шестнадцатибитную эру компании поменялись ролями; и хотя преимущество "Сеги" было не столь откровенным, однако общая тенденция была очевидной. На рынке игровых систем доминировал не тот производитель, который предлагал наиболее совершенное с технологической точки зрения решение, но тот, который наиболее грамотно организовывал маркетинговую кампанию.

Вернемся, однако, на поля сражений. "TurboGrafx 16" вряд ли могла на равных соперничать с шестнадцатибитными титанами, но свою небольшую долю рынка удерживала. В идеале, конечно консоль от "NEC" должна была бы состязаться с восьмибитными приставками, однако ситуация сложилась так, что пришлось конкурировать с монструозными "Sega Genesis" и "SNES". В Японии, кстати, "TurboGrafx 16" какое-то время по объемам продаж даже обгоняла сеговскую консоль, однако в Северной Америке, что ожидаемо, особой популярности не снискала. Даже несмотря на то, что "NEC" первой выбросила на североамериканский рынок модель, снабженную приводом для проигрывания компакт-дисков. "TurboGrafx 16" и "TurboGrafx-CD" выпускались вплоть до 94-го года, однако все это время пронаблюдали за битвой "Сеги" и "Нинтендо" со скамейки запасных. Занятные дела происходили в западных игровых журналах. Редакции отдельных изданий нередко принимали сторону одной из двух противоборствующих сил. С глянцевых страниц пачками сыпались обвинения (многие из которых, следует признать, были абсолютно беспочвенными) в адрес консоли-конкурента. Геймеры, склонные принимать на веру все, что появлялось в печатных изданиях, активно распространяли почерпнутую информацию, передавали из уст в уста. В результате подобного пиара, приставки обросли коконом из баек и легенд. Отголоски этих сражений, кстати, добрались и до нашей страны. В некоторых из отечественных журналов, посвященных игровым приставкам, дословно воспроизводились статьи из отживших свой век зарубежных изданий. Некоторые легенды обрели интернациональный статус. Определить когда в нашу страну попали первые представители шестнадцатибитных приставок, увы, не представляется возможным. Известно, что долгое время они находились в тени восьмибиток, цена на которые была существенно ниже. Маркетинговые технологии в нашей стране традиционно не имели особого успеха. Во всем мире начиналась эра 32-х и 64-х битных консолей, а у нас все еще господствовали клоны восьмибитной "NES". Несмотря на публикации в журналах и сюжеты в телевизионных передачах, шестнадцатибитные системы особой популярностью не пользовались. И если в столицах их еще как-то раскупали, то в провинции господствовал культ "Денди".

Переломным моментом стала организация коммерческих точек. Предприимчивые дельцы устанавливали в магазинах телевизоры с приставками и за определенную плату позволяли играть во всевозможные игры. Благодаря этому и получила популярность приставка "Sega Mega Drive", поскольку практически во всех игровых точках предпочтение отдавалось именно ей. Почему? Сложный вопрос. Организацией подобного бизнеса занимались люди, далекие от мира консолей. Выбирали оборудование, исходя из принципа "ДПД" – дешевле, проще, доступнее. "SNES" стоила дороже, чем "Sega Genesis"; картриджи для нее было найти значительно сложнее, чем для "Сеги", да и объемы ввозимых игр были несопоставимы… Легендарная игра "Mortal Kombat" выходила и на "Sega Genesis", и на "SNES". На западном рынке сеговская версия ценилась выше, поскольку не была подвергнута цензуре (используя специальный код, который многие хардкор-геймеры помнят до сих пор, можно было включить максимально кровавый режим). Нинтендовская же версия была зацензурена, что немало раздражало поклонников игры. Очередной микропросчет маркетологов "Nintendo", который, однако, к распространению игры в России не имел ни малейшего отношения. Сеговский "Mortal Kombat" был в каждой игровой точке. Именно в него сутки напролет играли подростки. Мечтой каждого ребенка, проведшего хотя бы несколько часов за игрой в "Смертельную Битву", было заполучить свою собственную "Сегу", чтобы "играть дома и бесплатно". "Сега" покорила отечественный рынок шестнадцатибиток именно благодаря игре "Mortal Kombat". Уже гораздо позже геймеры открыли для себя очаровательную стратегию "Dune 2" и другие игры, победное же шествие консоли началось именно с линейки кровавых файтингов от "Midway". Легендарные японские ролевые игры (JRPG), такие как "Chrono Trigger", "Live-A-Live", "Secret of Evermore" и многие другие, выпущенные компанией "Squaresoft" для "Super Nintendo", долгие годы были недоступны широкой аудитории российских геймеров. Настоящую популярность в России они обрели благодаря эмуляторам - программам, позволяющим запускать образы приставочных картриджей на компьютерах.

В конце концов, историческая справедливость восторжествовала. По сумме продаж "SNES" таки победила "Sega Genesis", но произошло это лишь после того, как "Sega" покинула рынок шестнадцатибитных консолей, переключившись на разработку 32-х битной модели. "SNES" же прожила вплоть до конца XX-го века. В любом случае, эпоха шестнадцатибитных приставок осталась в прошлом. Множество шедевральных игр появилось в результате кровопролитной борьбы между "Sega" и "Nintendo", навсегда изменился лик индустрии. И все же пора двигаться дальше, на смену пришли следующие поколения приставок, но это уже совсем другая история…

Технические характеристики:

Процессор:
Центральный процессор: 16-битный Motorola 68000 (или полностью совместимый) Тактовая частота: 7.61 МГц в PAL-приставках, 7.67 МГц в NTSC-приставках. Дополнительный процессор: 8-битный Zilog Z80 (или полностью совместимый) Тактовая частота: 3.55 МГц в PAL-приставках, 3.58 МГц в NTSC-приставках. Используется как основной процессор в режиме совместимости с Sega Master System.

Память:
Загрузочное ПЗУ: 2 Кб Известно как «Trademark Security System» (TMSS) Во время запуска приставки выполняет проверку на наличие определённого кода, выдаваемого только официальным разработчикам Таким образом, нелицензионные игры без кода не могут быть использованы Если игра обладает необходимой лицензией, ПЗУ выведет на экран надпись «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd.» («Произведено компанией Sega Enterprises Ltd., либо по её лицензии») Загрузочное ПЗУ отсутствует в ранних версиях приставки Некоторые ранние игры, разработанные без учёта TMSS, могут оказаться неработоспособными в поздних версиях приставки.
Основное ОЗУ: 64 Кб Часть адресного пространства M68000
Видеопамять: 64 Кб Центральный процессор не может обращаться к ней напрямую — только посредством VDP.
Дополнительное ОЗУ: 8 Кб Часть адресного пространства Z80 Используется как основное ОЗУ в режиме совместимости с Sega Master System
Область памяти картриджа: до 4 Мб (32 Мегабит) Часть адресного пространства M68000 Игровые картриджи объёмом более 4 Мб должны использовать переключение банков памяти.

Графика:
В Sega Mega Drive встроен видеообработчик VDP (Video Display Processor) для управления игровым полем и спрайтами. Это улучшенная версия видеообработчика из Sega Master System, созданного, в свою очередь, на базе Texas Instruments TMS9918.
Слои: 4 (2 прокручиваемых игровых поля, 1 слой спрайтов, 1 слой 'окна')
Спрайты: До 80 одновременно отображаемых, в зависимости от экранного режима, спрайтов
Палитра: 512 цветов Одновременно отображаемые цвета: для палитры выделены 64 девятиразрядных слова ОЗУ, что позволяет отображать до 61 цвета одновременно (и до 1536 с использованием растровых эффектов или затенения/высветления)
Разрешение экрана: До 320?240 (40?30 ячеек) для PAL-версии, и до 320?224 (40?28 ячеек) для NTSC-версии Чересстрочные режимы могут обеспечивать удвоение разрешения экрана по вертикали. (к примеру: 320?448 для NTSC-режима, 320x480 для PAL-режима). Используется в Sonic 2 в режиме разделённого на две части экрана.

Звук:
Основной звуковой чип: Yamaha YM2612 Шесть каналов с частотной модуляцией, по четыре оператора на каждый; шестой канал может быть использован для импульсной модуляции (вывода обычных сэмплов) Программируемые бас-генератор и стереопозиционирование. Дополнительный звуковой чип: Texas Instruments SN76489 Четырёхканальный PSG (Programmable Sound Generator, Программируемый Звуковой Генератор) Три канала с квадратной формой сигнала, один шумовой канал Программируемые тон/шум и затухание Используется в режиме совместимости с Sega Master System.

Занимательные факты:
Процессор Motorola 68000 в некоторых случаях возможно разогнать до 300 % (текущий мировой рекорд — 25.4 МГц), хотя, по достижении определённой частоты он может перестать стабильно функционировать (всё зависит от конкретного экземпляра приставки). Разгон процессора может показаться бесполезным, но в некоторых играх (например, в Sonic the Hedgehog 2), он помогает избавиться от проблем со скоростью в определённых ситуациях. Также, процессор 68000 можно заменить на 68010, электрически совместимый, но более эффективный. 68010 не обладает полной совместимостью с 68000, поэтому некоторые игры (такие как Sonic 3 или Street Fighter II) перестают работать.
Хотя поддержка приставки и прекратилась в 1998 году, выход очередной коммерческой игры для неё, под названием «Нищий Принц», ожидается весной 2006 года.

Объём продаж:
Во всём мире продано более 35 миллионов экземпляров Sega Mega Drive.